Многие родители трепетно относятся к способности своих детей выговаривать те или иные слова. Некоторые начинают сравнивать речь ребенка со сверстниками в детском саду или пытаться самостоятельно научить выговаривать определенные звуки. Пиком разговорной активности у детей считается возраст от 2 до 3 лет. Как раз в этот период и следует уделить достаточное внимание правильной постановке речи и выявить наличие дефектов. Но делать этого самостоятельно не следует. Необходимо пройти консультацию у логопеда.
Симптомы нарушений речи
При наличии указанных ниже особенностей, следует обратиться за квалифицированной помощью:
- В возрасте 1 года, отсутствует навык «гуления». Также отсутствие в этом возрасте повторяющихся звуков типа «баба» или иных звуков, свойственных грудным детям, является поводом для обращения к логопеду.
- При достижении возраста 2-х лет, ребенок не начал говорить. Также к симптому «молчания» относится словарный запас менее 10 слов. Специалисты практикуют стимулирование речевого аппарата, вследствие чего ребенок может начать говорить.
- В возрасте 2-х лет не произносит простых звуков или меняет звуки на удобные для произношения.
- В 3 года малыш разговаривает на выдуманном языке. Он может разговаривать очень много и активно, но в речи будут отсутствовать понятные по смыслу слова.
- Ребенок 4-х лет и старше коверкает звуки и произносит их неправильно. По достижении этого возраста, уже должна быть сформирована речь правильно. Поэтому фонетические ошибки могут стать предпосылкой обращения к врачу.
- В возрасте 4 или 5 лет ребенок разговаривает невнятно, словно мямля. Он может произносить слова смазано, а большинство звуков намеренно смягчать. Логопед может выявить дизартрию или определит психологический фактор, основанный на нехватке внимания ребенку.
- Мнимое заикание. Это когда ребенок начинает многократно повторять первые слоги или звуки, когда пытается сказать слово или предложение. Создается ощущение, что ребенок заикается.
- Ребенок 6 лет и старшего возраста не способен запомнить стихотворение или не может освоить пересказ. Также поводом может стать неправильное построение предложения, когда нарушается структура некоторых слов. Должно насторожить поведение, когда малыш не может ответить на поставленный вопрос.
- В школьном возрасте присутствуют проблемы с письмом. Этот факт тоже может стать поводом для обращения к логопеду, вследствие чего могут быть выявлены более серьезные проблемы.
Причины и степень нарушений могут быть выявлены только логопедом. Нередко требуется консультация иных специалистов:
- Ортодонта;
- Невролога;
- Психолога;
- Сурдолога;
- Отоларинголога.
Лечение может быть назначено только после комплексного обследования.
Причины речевых нарушений
Среди множества причин, способствующих появлению дефектов речи, специалисты выделяют наиболее распространенные. Все они имеют различное происхождение и симптоматику:
- Отсутствие педагогического воспитания, когда с ребенком попросту не занимаются, и нет возможности для его полноценного развития;
- Определенные факторы, негативно влияющие на плод во время беременности или непосредственно родов;
- Отсутствие внимания к ребенку может на психологическом уровне заблокировать правильное развитие речи;
- Поражение головного мозга;
- Чрезмерная болезненность;
- Травмы, полученные до 3-х лет;
- Заражение инфекционной болезнью;
- Наследственность;
- Нарушения функции слухового аппарата;
- Особенность строения челюсти;
- Привычка сосать палец.
Мозг ребенка очень подвижен. При большинстве нарушений возможно полное или частичное восстановление функций речевого аппарата за небольшой период. Работа со специалистами, использование современных методов лечения и корректирующие методики в совокупности позволят нормализовать речь.
Задача логопеда
Бытует мнение, что логопеды способны лишь корректировать произношение некоторых звуков. Это суждение можно отнести к мифам медицины, так как возможности логопеда намного шире. Специалисты исследуют пациента на наличие не конкретных дефектов, а на выявление причин физиологического или психологического характера.
Задача логопеда состоит в формировании навыков правильной речи. При работе специалист учитывает все параметры, влияющие на способность говорить полноценно, а именно:
- Речевую память;
- Определять звуки при помощи слуха, а также воспроизводить услышанное;
- Образование слов и их правильному произношению;
- Умение выстраивать предложения;
- Составлять текст, построенный на логическом мышлении.
При определении степени нарушений, назначается индивидуальная терапия, направленная на коррекцию дефектов речи и устранение причин их появления.
Как ускорить восстановление?
Безусловно, специалист знает, как помочь ребенку в исправлении нарушений и применяет проверенные методы терапевтического лечения. Однако важно проводить совместную работу с родителями. Комплексное воздействие на проблему значительно ускорит положительный результат. Поэтому, для эффективного восстановления речи, требуется соблюдение ряда мер:
- Безоговорочное выполнение домашних упражнений;
- Систематическое посещение индивидуальных занятий с логопедом;
- Выполнение назначений специалиста;
- Следование рекомендациям врача по медикаментозному лечению;
- Осуществление контроля над изменениями в речи.
Без должного участия членов семьи восстановительный процесс будет затруднительным. Очень важно создать благоприятный климат дома. Атмосфера любви и взаимопонимания может разрешить некоторые проблемы. Иногда скованность речи является следствием психического восприятия действительности. К сожалению, родители не всегда замечают изменения в поведении ребенка. Но с помощью специалиста и при взаимном желании всех сторон, большинство нарушений исправляются.